Положением о муниципальном земельном контроле на территории Великоустюгского муниципального округа, утвержденным решением Великоустюгской Думы от 06.12.2022 № 82, предусмотрен досудебный порядок обжалования.
Процедура досудебного обжалования определена в ст. 40 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Далее – Закон № 248-ФЗ)
Жалоба подается только в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru).
При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью.
При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
Понятие простой и квалифицированной электронной подписи содержится в ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.
Квалифицированная электронная подпись позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ и обнаружить факт внесения в этот документ изменений.
В ч. 2 ст. 40 Закона N 248-ФЗ установлены общие правила подведомственности подаваемых жалоб, то есть определено, в орган какого уровня их следует направлять.
Жалоба на решение территориального органа, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) данного территориального органа либо вышестоящим органом контроля. В данном случае установлена альтернативная подведомственность, на действия сотрудника территориального органа можно жаловаться и руководителю того территориального органа, и в вышестоящий орган.
Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа контрольного органа рассматривается вышестоящим органом контрольного (надзорного) органа - действия руководителей территориального органа обжалуются только в вышестоящий орган.
В случае отсутствия территориального органа контрольного органа и в случае обжалования решений контрольного органа, принятых его центральным аппаратом, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата контрольного органа жалоба рассматривается руководителем контрольного органа.
В ч. 4 ст. 40 Закона N 248-ФЗ содержится правило, согласно которому право на обжалование имеют контролируемые лица, права и законные интересы которых были непосредственно нарушены. То есть жалобу может подать только лицо, пострадавшее от незаконных действий, а не любой обеспокоенный гражданин.
Обжалованию подлежат:
1) решения об отнесении объектов контроля к категориям риска;
2) решения о включении контрольных мероприятий в план проведения плановых контрольных мероприятий;
3) решения, принятые по результатам контрольных мероприятий, в том числе в части сроков исполнения этих решений;
4) иные решения контрольных органов, действия (бездействие) их должностных лиц.
Список открытый, то есть и иные решения контрольного органа могут быть обжалованы.
Общий срок обжалования - тридцать календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Специальный срок установлен при обжаловании предписания - десять рабочих дней с момента его получения.
Срок подачи жалобы может быть восстановлен по ходатайству лица в случае уважительности причин его пропуска.
Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного органа - своего рода ходатайство о применении обеспечительных мер.
Срок рассмотрения данного ходатайства - два рабочих дня с момента регистрации жалобы. При этом в течение одного дня информация о принятом решении направляется заявителю.
Срок рассмотрения жалобы по существу устанавливается положением о виде контроля, но не может составлять более 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.
В ст. 41 Закона N 248-ФЗ устанавливаются требования к форме и содержанию жалобы, так же в ней указывается, что к жалобе может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, относящаяся к предмету жалобы.
Ответ на позицию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, направляется уполномоченным органом лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.
В ст. 42 Закона N 248-ФЗ предусмотрена процедура отказа в рассмотрении жалобы.
Данное решение принимается в течение 5 дней с момента регистрации жалобы, если:
1) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока подачи жалобы отказано;
2) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
3) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
4) ранее в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
5) жалоба подана с нарушением правил подведомственности, то есть в не уполномоченный на ее рассмотрение орган.
Отказ в рассмотрении жалобы исключает повторное обращение данного контролируемого лица с жалобой по тому же предмету (за исключением случая нарушения подведомственности). То есть контролируемое лицо может обратиться с той же жалобой в надлежащий орган, однако перенаправление жалоб по подведомственности самим контрольным органом Законом N 248-ФЗ не предусмотрено.
В ч. 3 ст. 42 указано, что отказ в рассмотрении жалобы не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений контрольного органа, действий (бездействия) его должностных лиц.
Исключение установлено для отказа в рассмотрении жалобы по основанию истечения срока ее подачи. То есть если жалоба направлена с пропуском срока и он контрольным органом не восстановлен либо в его восстановлении отказано, то заявитель приобретает право на судебное обжалование.
Согласно принципам публичного права обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на государственный орган, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются.
По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
3) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
Решение размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
Судебный порядок обжалования решений контрольных органов Законом N 248-ФЗ не регламентирован, так как он устанавливается соответствующими процессуальными кодексами (гл. 24 АПК РФ, гл. 22 КАС РФ).