С 15 октября по 8 января в Санкт-Петербурге, в Центральном выставочном зале «Манеж» состоялась масштабная выставка «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков».
Проект был осуществлен при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, а также при активном участии Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея, Государственной Третьяковской галереи, Рыбинского государственного музея-заповедника и ещё 14 музеев России
Из 400 предметов, предложенных музейными организациями на выставку, кураторский отбор прошёл 101, в том числе два редких предмета из собрания Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Это парсуна Боголепа, епископа Великоустюжского и Тотемского, написанная неизвестным художником в 1753 году и портрет Иоанникия, епископа Устюжского, созданный во второй половине XIX века.
Куратор выставки Светлана Зенина выбор экспонатов объясняет так: «Истоки провинциального портрета восходят к середине XVII века, когда иконопись как единственный регламентированный вид станкового искусства, строго подчиненный канонам православной церкви, начинает уступать место зарождающемуся светскому искусству. В живописи появляется новая форма изображения человека – «парсуна» (от слова «персона»), знаменующая переход от каноничных иконописных образов к изображению человека «с живства» (с натуры), к первым попыткам передать сходство и характер».
16 января картины вернулись в музейное собрание.
Выставка вызвала большой интерес: её посетили 54 638 человек, а 7 679 стали участниками просветительских программ.
Организаторы уникального проекта в благодарственном письме отметили высокий профессионализм сотрудников музея и надеются на дальнейшее сотрудничество.
#изфондовмузея